Золотая палитра

Привычный цвет золота – желтый, желто-оранжевый с возможными вариантами оттенков, за который оно и получило свое латинское название аurum («желтый»). Такой цвет имеют и самородки драгоценного металла, и аффинированное золото. А вот ювелиры уже давно знают, как сделать целую палитру цветов. И речь идет не об общеизвестных белом и красном золоте, а совсем экзотических вариантах.

В обычном ювелирном сплаве для стандартного золотого украшения используются золото, серебро и медь. Повышение меди даст сильный оранжевый оттенок, повышение серебра – придаст желтому цвету сплава элегантную бледность. Эксперименты с пропорциями и лигатурами начали проводить очень давно, одно из самых известных изданий о работе над цветом называется «Руководство золотых и серебряных дел мастерства» и датируется 1904 годом. Основа этого руководства актуальна и по сей день, но по всему миру ювелиры ищут новые способы изменить привычный вид золота не в ущерб качеству. В России, кстати, над этим работают в институте физики цветных металлов УрО РАН.

разное золото

Красное (розовое) золото

Красный цвет золоту придает медь, чем больше ее содержание – тем ярче красный оттенок. В розовый сплав добавляют серебро, для красного используют только золото и медь. Красное золото известно очень давно – такой цвет оно приобретало при плавке в неочищенном виде, поэтому в текстах времен от Древнего Рима до Средневековья этот цвет считался характерным и для чистого металла. В дальнейшем красное золото считалось признаком плохой работы аффинаторов, было непопулярно на Западе, зато его любили в России. Большое количество медной лигатуры делало золото прочным и недорогим, такой сплав использовали для чеканки монет - червонцев.

Белое золото

Белый цвет золоту придает сплав с марганцем, платиной, серебром или палладием. Серебро помимо осветления придает сплаву матовость, если его содержание невелико – изделие из «белого» сплава будет блестящим. Реже для белого золота используется никель - многие страны от него отказались, так как он может вызывать аллергию. «Белые» сплавы отличаются прочностью к механическим повреждениям. Иногда для пластичности в них добавляют медь, а чтобы не появился красный оттенок – ее нейтрализуют цинком. Разновидность белого золота – серое золото, оно получается при добавлении стальной лигатуры.

белое золото

Зеленое золото

Его знали еще до нашей эры и это неудивительно, так как это сплав золота и серебра, который часто встречался в самородках. При плавке получалось золото оливкового цвета, а его интенсивность зависела от пропорций. Для получения светло-зеленого оттенка в сплав добавляют кадмий, однако, он небезопасен, поэтому в ювелирных изделиях часто используется чистый сплав, он не так эффектно выглядит, зато не навредит.

Фиолетовое золото

Хрупкий интерметаллид – золото с добавлением аллюминия и палладия. Такой сплав изобрел сингапурский металлург Ло Пенг Чам, который работал над этим более 30 лет. Право на свое изобретение металлург продал сингапурской ювелирной компании и первое изделие c его применением – ожерелье из белого, желтого и фиолетового золота – стоило $55 000.

ожерелье из фиолетового золота

Голубое и синее золото

Еще один интерметаллид - голубой цвет придает золоту индий, причем в процентном содержании его в сплаве больше, чем золота. Для получения синего цвета к золоту добавляют кобальт, железо, никель или хром. Есть много технологий, но ни одна из них не сделала сплав настолько прочным, чтобы запустить его в производство. Зато на витринах можно встретить «голубое золото» в результате появления оксидной пленки железа на поверхности белого золота.

Черное золото

Разные сочетания калия, меди, кобальта, хрома, железа, титана, а так же химические реакции – всего это используется для получения этого экзотического цвета. Меняя пропорции можно получить оттенки от коричневого до черного. Как предыдущие два – это совсем новый сплав, ювелиры относятся к нему осторожно, но зато последнее время активно появляются изделия из золота с покрытием из черного родия или аморфного углерода.

черное родированное золото

Конечно, большинство из этих вариантов – недоступная экзотика, которая не скоро попадет в ювелирные салоны. И даже если это произойдет - купить золото экзотических оттенков смогут немногие вследствие высокой стоимости. Вряд ли изделия из такого золота попадут и в пункты приема ювелирного лома и на переплавку, несмотря на то, что их аффинаж не представляет особой сложности.